|
  |
Гимназия - опорное учреждение
|
В 2006 г. департаментом образования администрации г. Липецка гимназии №1 был присвоен статус опорного учреждения в системе образования по теме: «Использование информационно-коммуникационных технологий в оценке качества обучения». Участниками инновационной деятельности, которая осуществляется на I, II, III ступенях обучения, является весь педагогический коллектив гимназии. Научный руководитель - Панова Елена Евгеньевна, проректор по научно-методической работе Липецкого института развития образования, доцент кафедры теории и методики преподавания естественно-математических дисциплин ЛоИРО, к.п.н.

Материалы сборника "Информационное обеспечение образовательного процесса"
В настоящее время одним из направлений модернизации системы российского образования является совершенствование контроля и управление качеством образования. В Федеральной целевой программе развития образования на 2006-2010 г.г. одним из основных направлений реализации стратегических задач развития образования является создание общероссийской системы оценки качества образования. Качество образования является важнейшим показателем деятельности образовательного учреждения. В широком смысле образование включает в себя обучение, воспитание, развитие, поэтому оценка качества обучения - важное составляющее оценки качества образования. Следует признать, что на сегодняшний день не разработаны критерии, показатели, параметры или другие измерители качества обучения. Это можно объяснить тем, что общие подходы в оценке качества обучения построены на старых методологических принципах, где учитываются отдельные качественные показатели. Это связано с тем, что при оценке образовательной деятельности необходимо использовать большое количество фактов, различных данных и показателей, которые сложно механически обработать. Поэтому оценка на всех уровнях проводится по упрощенной схеме.Появление информационно-коммуникационных технологий позволяет пересмотреть устоявшиеся критерии оценки качества обучения. Появляются новые, более совершенные подходы к сложным, часто противоречивым оценкам учебной деятельности.
В этих условиях становится необходимым создание форм оценивания, соответствующих современным технологиям обучения и образовательным ценностям. Следовательно, актуальность инновационной деятельности гимназии обусловлена существенными недостатками традиционной системы оценивания: неполнота, ограниченность, игнорирование учета психофизиологических возможностей различных групп учащихся.
В связи с этим представляется важным создание собственной модели оценки качества обучения в образовательном учреждении, которая органически вписывалась бы в систему оценки качества образования на муниципальном и общероссийском уровнях.
Цель инновационной деятельности: спроектировать и апробировать модель оценки качества обучения в образовательном учреждении.
Задачи инновационной деятельности:
|
-
изучить опыт других образовательных учреждений, проанализировать научно-методическую и психолого-педагогическую литературу по данной проблеме;
-
проанализировать состояние качества образования в МОУ гимназии № 1 г. Липецка;
-
использовать возможности действующего в гимназии центра информационно-коммуникационных технологий при анализе результатов образовательного процесса;
-
использовать в оценке качества обучения показатели интеллектуально-личностных позиций учащихся;
-
определить критерии оценки результатов образовательного процесса: системы качественных и количественных показателей;
-
разработать и внедрить программу повышения квалификации педагогических кадров в области оценки качества обучения;
-
разработать систему принятия управленческих решений на основе динамики качественных показателей;
-
сформировать пакет методических материалов для работы с данной моделью оценки качества обучения в образовательном учреждении.
|
Предполагается, что созданная модель оценки качества обучения будет эффективной, если:
-
выявить значимые показатели качества гимназического образования и установить их зависимость от параметров эффективности образовательной системы на основе данных, полученных в рамках мониторинга;
-
разработать и реализовать организационно - управленческую и информационную модель эффективного управления качеством образования;
-
разработать и реализовать концептуальные положения управления качеством обучения;
-
сформировать базу данных, включающую различные параметры для оценки качества обучения;
-
определить критерии оценки результатов образовательного процесса: системы качественных и количественных показателей;
|
Сроки: 2006-2010 г.г.
Этапы
Первый этап (подготовительный) - 2006- 2007 гг. Задачи и содержание работы:
-
уточнение внешних границ исследования: определение наличия интереса педагогов к методической проблематике (анкетирование, анализ публикаций и документации, рейтинг, индивидуальные беседы, текстовые задания); выявление наиболее актуальных проблемных аспектов оценки качества обучения;
-
анализ внутриучрежденческой и другой документации как предпосылки выявления необходимых критериев качества обучения;
-
определение совокупности факторов, выступающих в качестве критериев эффективности управления качеством обучения; подготовка методических материалов, обеспечивающих направленное преобразование объекта исследования;
-
разработка исследовательской документации и подготовка исследователей к сбору фактических данных методами эксперимента, наблюдения и опроса;
-
проведение пилотажного исследования с целью апробации методики, позволяющей провести констатирующий этап эксперимента.
Предполагаемый результат
|
-
Определение концептуальных основ педагогического эксперимента.
-
Выявление и анализ состояния данной проблемы в управленческой и психолого-педагогических науках, изучение всестороннего управленческого опыта в общеобразовательных учреждениях.
-
Определение объекта, предмета, цели исследования, формулировка общей гипотезы.
-
Изучение направлений инновационной деятельности.
-
Создание модели педагогического мониторинга.
-
Апробация модели мониторинга управления процессом повышения качества обучения.
-
Формирование временного научного исследовательского коллектива.
-
Организация теоретических семинаров для педагогов образовательного учреждения.
Второй этап (основной) -2007-2009 гг. Задачи и содержание:
|
-
углубленное практическое изучение основных аспектов проблемы;
-
выявление и анализ специфики исследуемого процесса;
-
подведение итогов констатирующего эксперимента;
-
коррекция программы экспериментальной работы;
-
подготовка базы для эксперимента, конструирование условий, обеспечивающих внешнюю и внутреннюю экспертизу эксперимента.
Предполагаемый результат
|
-
Разработка и применение диагностических программ, включающих разноуровневое педагогическое сотрудничество в условиях образовательного процесса.
-
Апробация модели комплексного мониторинга гимназией как средства повышения качества обучения.
-
Организация системы непрерывного повышения квалификации в области методов и средств оценки качества обучения в системе деятельности образовательного учреждения.
-
Создание центра информационно-коммуникационных технологий.
Третий этап (заключительный)- 2009-2010 гг. Задачи и содержание:
|
-
проведение и поэтапное подведение итогов эксперимента;
-
внедрение системы мониторинга в работу образовательных учреждений города посредством методических семинаров и курсов повышения квалификации;
-
углубленный анализ, систематизация и обобщение результатов, их качественный и количественный анализ;
-
экспертиза всех сфер развивающего образовательного пространства в условиях мониторинга качества обучения;
-
формулирование основных выводов;
-
подготовка методических рекомендаций;
-
определение перспектив дальнейшей разработки проблемы;
-
оформление отчета о проведении эксперимента.
Предполагаемый результат
|
-
Внедрение результатов эксперимента в деятельность других учебных учреждений.
-
Выводы и обобщение полученного опыта в форме публикаций.
-
Использование результатов мониторинга в совершенствовании системы управления образовательным учреждением с целью повышения качества обучения.
-
Организация и проведение курсов повышения квалификации управленческих, педагогических кадров города и области.
Ожидаемые результаты инновационной деятельности:
|
-
разработанная модель оценки качества обучения;
-
созданная система методик, нацеленная на оперативное получение объективной информации, анализ которой позволяет управлять образовательным процессом на основе мониторинга, оценивать уровень обучения каждого гимназиста, выявлять влияние эффективности внутришкольного управления и положительную динамику в развитии личности каждого учащегося;
-
разработка инструментария для оценки уровня сформированности ключевых компетентностей.
|
Гимназия №1 транслирует опыт своей работы через участие в конференциях и семинарах различного уровня:
-
межрегиональная научно-практическая конференция «Использование информационных технологий в управлении образовательными системами» (апрель, 2007 г.);
-
семинар-совещание руководителей образовательных учреждений «Презентация модели управления качеством образования» (г. Липецк - г. Рязань, сентябрь, 2007 г.)
-
семинар с участием представителей департамента образования и директоров общеобразовательных школ г. Москвы (март, 2008 г.);
-
встреча с представителями департамента образования и учителями г. Луганска (май, 2008 г.);
-
обучающие семинары для директоров общеобразовательных школ г. Липецка, их заместителей.
Статьи по данной теме опубликованы:
|
-
в журнале «Качество образования в школе» (№ 3, 2008 г., издательство «Современное образование, г. Москва»);
-
в сборнике материалов Всероссийской научно-методической конференции «Инновационные технологии обучения» (Липецк, 2008 г.);
-
в сборнике материалов IX Международной научно-практической конференции «Информационные и коммуникационные технологии в образовании» (Борисоглебск, 2008 г.);
-
на сайте Липецкого института развития образования (ПНПО, «Из опыта работы школ-победителей»);
-
в сборнике департамента образования администрации г. Липецка «Использование информационных технологий в управлении образовательными системами» (2007г.)
|
|