Гимназия N1

line decor
Муниципальное общеобразовательное учреждение гимназия  1 г.Липецка
line decor

 

Гимназия - опорное учреждение

Мониторинг интеллектуальных возможностей учащихся.
Прогнозирование успешности и реализации способностей


Полякова Е.В. педагог-психолог


В последние годы очень много говорится о необходимости применения информационно-коммуникационных технологий в современных образовательных учреждениях, которые работают со знаниями и информацией. Информационные технологии идеально подходят для того, чтобы, органично вписавшись в процесс передачи знаний, повысить эффективность преподавания, сделать его более успешным.
Главный принцип успешности – посильность и постепенность. Коллектив гимназии стремится сделать процесс образования успешным. К выбору цели можно подходить по-разному: по степени престижности, абстрактно, а можно идти по пути практичности и объективности, исходя из конкретных, актуальных задач, с учетом индивидуальных особенностей и способностей  учащихся. Это позволяет рассчитывать на то, что цель  - сделать обучение успешным,  будет достигнута.
Вопрос, насколько тот или иной ученик в полной мере проявляет себя на занятиях, о его перспективном росте и наибольшей реализации, всегда является актуальным для учителя, родителей и самих детей. Конечно, чтобы  вести разговор о качестве обучения, необходимо иметь полную картину о самом ребенке. С этой целью в гимназии наряду с другими качественными показателями для изучения уровня интеллекта в сотрудничестве с информационно-коммуникационным центром мы используем метод  Амтхауэра, апробированный Санкт – Петербургским  институтом «Иматон», адаптированный для российских школ. Подобного рода исследованием мы занимаемся с 1998 года. Первоначально  это выглядело в виде изучения школьно-значимых функций, влияющих на обучение. Именно информатизация процесса психологических исследований, проведение полного анализа полученного материала является центральной идеей разработанной в гимназии модели оценки качества обучения.
Изучить и в полной мере всесторонне проанализировать сформированность интеллектуальных составляющих даже  одного ученика  без  использования  ИКТ весьма затруднительно. Без включения объект – субъектных  характеристик такие исследования будут носить точечный характер. Метод Амтхауэра представляет собой достаточно серьезную работу, позволяющую определить, в какой мере у ребенка развиты те или иные способности. Разумеется, если речь идет о массовой диагностике (класса или параллели, гимназии в целом), сопоставлении  с другими позициями (учеба, здоровье, социальный статус семей, образование родителей), об отслеживании динамики по годам, то становится очевидным, что без специальной программы и компьютерной обработки сделать это не представляется возможным.
Интеллект человека имеет тысячи составляющих, изучать которые можно на протяжении всей жизни, но есть определенные мыслительные операции (способность запоминать, анализировать, логически мыслить  и т.д.), непосредственно влияющие на общий уровень развития ученика в целом и на способности к обучению в частности. Именно они занесены в базу данных.
На слайде вы можете просмотреть, какие из мыслительных операций  изучаются. В нижней части слайда –результаты различных лет обучения (5,7 и 9 классы). Такого рода значения в базе данных информационно-аналитического отдела есть на каждого ученика, это помогает видеть четкую картину по гимназии в целом. Кроме того, компьютерная программа позволяет анализировать отдельные позиции.  Например, способности к запоминанию  определенного ученика, класса или  всей параллели.
Наверное, может возникнуть естественный вопрос: насколько точны и достоверны подобного рода показатели?  Говорить о бесспорности полученных данных смысла нет (ведь речь идет о человеческом факторе), но результаты таких исследований зарекомендовали себя с достаточной  долей объективности. Особенно хочется подчеркнуть, что они конфиденциальны и являются вспомогательным источником информации, дополняющим общую характеристику  ученика.


Получив так называемый рейтинг (это специфическая цифра- средний балл по 9 изучаемым мыслительным операциям), мы имеем возможность прогнозировать реализацию потенциальных возможностей учащихся.
Известно, что более 90 % информации учащийся получает на уроке. И именно урок является системообразующим элементом процесса обучения.  Допустим, что ученик имеет достаточно хорошие задатки и способности, но в силу определенных причин не может себя реализовать в полной мере. «Какова специфика таких проблем и что является причиной такой неуспешности?»  - эти вопросы ставит перед собой и администрация, и учитель-предметник, и классный руководитель. Иногда случается ситуация прямо противоположная: имея средние способности, ребенок (благодаря усердию, усидчивости и помощи родителей) учится весьма успешно – это, бесспорно, заслуживает внимания, требует стимуляции. Необходимо отметить, что есть ученики со средними и даже низкими интеллектуальными способностями, и в таких случаях необходимо определить и рекомендовать оптимальную  нагрузку (подходящие методы и формы работы, те, что позволяют ребенку постепенно, посильно обучаться и чувствовать себя успешным). Современные информационные технологии дают колоссальные возможности именно в сфере психологических исследований, поскольку могут относительно точно продемонстрировать качество реализации учеником своих способностей, при этом ведущая роль по-прежнему остается за учителем.  Для учителей-предметников разработан целый блок рекомендаций. Прежде всего, это информация о том, к какой методической группе принадлежит класс, где работает учитель.

Информация о дифференциации  классов по методическим группам

Классы Средний
балл
Рейтинг Методическая группа класса
4,24 1,97 II  предметно-развивающая
4,01 2,01 III  репродуктивно- усложненная
3,44 1,44 V  репродуктивно- упрощенная
10А 4,49 2,87  I  аналитико-исследовательская
10Б 4,17 2,7 I  аналитико-исследовательская
10В 4,14 2,18 IV  репродуктивная
10Г 4,03 2,05 IV  репродуктивная
11А 4,53 3,15 I  аналитико-исследовательская
11Б 3,97 2,39 III  репродуктивно- усложненная

Четкая дифференциация  классов, принадлежность к определенной категории, позволяет педагогу использовать те формы и методы работы, которые являются оптимальными для учащихся. Допустим, ученики с высоким уровнем интеллекта относятся к I –аналитико-исследовательской группе, и работа в таком классе на репродуктивном (воспроизводящем) уровне не будет иметь смысла, снизит мотивацию ребят, их познавательную активность. Напротив, в классах, где интеллектуальный потенциал на низком уровне, учитель, исходя из способностей учащихся, использует репродуктивные формы, в большей степени опираясь на слуховые  и зрительные возможности и т.д.
Кроме этого, мы знакомим учителя-предметника со структурой класса. Исходя из того, что в одном коллективе могут  оказаться дети с разным уровнем интеллекта, учитель использует в большей степени групповые формы работы, индивидуальные задания, разноуровневые  материалы.
Интеллектуальные возможности (структура) класса

Для учителей подобного рода материал – ориентир на имеющиеся способности, рекомендации по развитию  определенных интеллектуальных составляющих, подбору оптимальных способов и форм работы.  Для администрации  эта информация – вспомогательная инструкция при посещении уроков, возможность просмотреть адекватность подачи материала, соответствие уровню требований.
Интеллектуальные возможности учащихся 8-х классов

В контексте оценки качества обучения участниками образовательного процесса используется информация по интеллектуальному потенциалу учащихся.
Администрацией:
-информация (база данных) об интеллектуальном потенциале учащихся гимназии;
-  информация  об одаренных и предметно успешных учащихся;
-информация о  принадлежности классов к методическим группам;
-информация к комплектованию предпрофильных и профильных классов.
Как уже отмечалось, учителям, работающим с классом, с параллелью, такая картина помогает сориентироваться и в подборе программного материала, и в дифференцировании заданий и уровня требований, а для администрации это позиция, позволяющая ориентироваться при планировании состава предпрофильных и профильных классов, классов с углубленным изучением материала.
Практически все школы пришли к необходимости профильного обучения. Наверное, многие  сталкивались с проблемой комплектования таких классов. Сложность заключается в том, чтобы без конфликтов убедить ученика и родителей, обосновать свое видение.  Данный материал является хорошим подспорьем, позволяет грамотно аргументировать необходимость или возможность обучения ребенка в том или ином классе, просмотреть предполагаемую реализацию ученика в том или ином направлении.
Родителями:
-интеллектуальные возможности ребенка;
-предрасположенность к определенному направлению;
-информация о профессиональной  реализации;
-индивидуальные рекомендации о коррекционных мероприятиях.
Обратимся к  таблице: (цветовой фон: красный – очень успешно, желтый – возможности есть, но не особенно ярко выражены, черный – не рекомендуется данное направление профиля). При комплектовании профильных классов и прогнозировании успешности в данном профиле этот анализ обязательно учитывается.
Рекомендации для комплектования профильных классов


Учащийся

Гуманитарный

Ест.научн. (хим,биол)

Физ-мат

Эконом

Лингвист.

Юрид.

IQ

1

АНТИПИНА А.И.

2,25

2,13

1,71

1,83

2,88

2,65

2,69

2

БАБЕЦ  Я.Т.

1,58

1,88

1,71

1,75

2,19

2,3

2,73

3

БАЗОВКИНА А.Ю.

2,17

2,13

1,79

1,67

2,31

2,25

2,49

4

БЫКОВА В.И.

2,08

2

1,58

1,67

2,69

2,5

2,44

5

ГУДКОВА  Е.В.

2,5

2,63

2,17

2,33

2,94

2,95

2,35

6

ГУРОВА Н.В.

1,33

1,5

1,42

1,67

1,56

1,65

2,78

7

ДЕНИСЕНКО Ф.В.

2

2,13

1,75

2,08

2,44

2,45

1,99

8

ЕВЛАКОВА А.В.

1,25

1,63

1,38

2

1,75

1,95

2,35

9

ЕСИПОВА Ю.А.

1,25

1,56

1,33

1,83

1,69

1,85

2,31

Показатели

2,3,4

1,2,3,4

2,3,4,5,6,8

1,2,5

2,3,4,9

1,2,3,4,9

 

 

Возможна ситуация, когда новый педагог приходит в коллектив в середине учебного года, или  класс, в силу обстоятельств, попадает к другому учителю. В таких случаях мы рекомендуем учителю ознакомиться с  психологическим портретом класса или, скажем так,  анализом интеллектуальных способностей классного коллектива. Такая информация востребована, и многие учителя периодически к ней обращаются, планируя те или иные мероприятия.
Учителями:
- информация по интеллектуальным возможностям (учащиеся, класс, параллель);
-характеристика (структура) класса;
-рекомендации форм и методов работы;
-успешные учащиеся и группа педагогической поддержки.
Уже отмечалось, что изучением интеллектуальных способностей мы занимаемся не один год. И каждый раз в ходе работы сталкиваемся с определенного рода вопросами от учителей-предметников, кто из учеников является предметно успешным, стабильным, перспективным в данном направлении; от родителей, в каком профессиональном направлении ребенку будет наиболее комфортно, каковы его перспективы и сможет ли он себя реализовать. Для самих учащихся данный вопрос – это и повышение самооценки, и способ самопознания, и мотивирующий фактор.
Учениками:
- информация об интеллектуальных возможностях;
- рекомендации индивидуального развития;
-  рекомендации профессиональной направленности;
- индивидуальные консультации о способах самостоятельной коррекции.
Изучение интеллектуальной сферы ребенка, диагностика его способностей, прогнозирование результатов – это не самоцель, а лишь первый этап, за которым логично следуют  консультации, коррекция и другие формы работы.

 

 

бесплатный счетчик посещений
Обратная связь: sc1.sekretar@bk.ru